значение уровня организационного развития более 4
Я думаю, оценка завышена опрошенными НКО, мы ведь знаем, что в некоммерческом секторе с долгосрочной стратегией дела обстоят не очень хорошо. И цифры о том, что стратегический план на самом деле есть у 26% опрошенных, это подтверждают. 49% не зафиксировали стратегию, хотя утверждают, что её имеют. Однако, если она не описана, то пользоваться ею нельзя. Думаю, что нынешние оценки – это, скорее, ожидания НКО о том, что должно быть.
Высокий балл по стратегии и планированию вызывает некоторые вопросы. Вероятно, когда речь идет в целом про миссию, ценности и стратегию, то НКО считают, что у них с этим все точно в порядке. Но когда дело доходит до конкретики и операционализации, то сразу проявляются узкие места. Возможно, это желаемая декларация со стороны НКО, но эта декларация отличается от действительности, и значения по другим отдельным блокам это подтверждают. В организациях встречается недостаточное понимание того, как стратегия взаимосвязана с реальными процессами.
Высокие показатели по «Стратегии и планированию», вероятно, по большей части связаны с «планированием», а не со «стратегией». Организации за счет регулярного участия в грантовых конкурсах научились планировать свою работу. Стратегия же — это более долгосрочное видение, целеполагание деятельности. В этой части многим организациям, я думаю, еще многому необходимо научиться. Стратегия является рабочей, когда она обсуждена со всеми заинтересованными сторонами и когда она применяется на уровне текущего планирования и конкретных организационных решений.
Лидерами и ключевыми сотрудниками НКО становятся люди, которым важны ценности и социальная значимость их деятельности.
Наиболее сильной стороной в управлении Проектами и мероприятиями среди всех опрошенных НКО является логическая связанность и подчиненность проектов достижению миссии и целей НКО (86%), а также наличие четкого измеряемых целей и календарного плана (81%). Также сильной стороной является отсутствие «стеклянного потолка» для предложения новых идей, то есть организации открыты к предложениям со стороны сотрудников и готовы их реализовывать (75%).
Существенно реже встречается использование новых подходов в решении социальных проблем (49%) – организации предпочитают использовать проверенные и зарекомендовавшие себя подходы. У этого ограничения есть два следствия. С одной стороны, использование зарекомендовавших себя подходов положительно влияет на устойчивость работы НКО. С другой – ограничивает потенциальные эффекты от внедрения социальных инноваций.
Высокие значения по «Проектам и мероприятиям» меня не удивили, с этим согласна, потому что НКО по-хорошему натренировались в управлении проектами. Большую роль в этом сыграл Фонд президентских грантов.
Проектная деятельность и организация мероприятий – это профильная деятельность для части НКО, поэтому накоплен большой опыт управления проектами, тайминга, отчетности, мониторинга. Мероприятия часто проводятся с дефицитом ресурсов, поэтому требуется высокая эффективность членов команды и отлаженные процессы. Организации достаточно профессиональны в этой сфере.
Если сравнивать практики управления проектами в НКО, отличающихся по размеру, то статистически значимая разница присутствует только в одном аспекте. Небольшие НКО оказались менее открытыми к инициативе сотрудников по предложениям и запуску новых проектов, чем средние организации. Это может указывать, во-первых, на нехватку или отсутствие в небольших НКО других сотрудников кроме руководителя, а, во-вторых, на приоритетную роль руководителя в разработке новых проектов и мероприятий.
Мне кажется, что реальная открытость к предложениям сотрудников намного ниже. Во-первых, будем честны, если реально слушать и реализовывать все предложения сотрудников, то организация будет как сороконожка и не сможет реализовывать свою стратегию, миссию и сделать программную линейку устойчивой. Во-вторых, для принятия взвешенного решения о нововведениях в работе НКО нужен анализ рынка и понимание того, что на нем происходит. Иногда сотрудники реально находятся в поле и понимают, что нужно для организации. Тогда их предложения обоснованы. А если сотрудники просто неравнодушные люди, которые думают, что хорошо было бы открыть новую программу, тогда их предложения нужно серьезно анализировать в комплексе, прежде чем принимать решения. Наконец, НКО часто антидемократичны по манере ведения бизнеса и руководимы харизматичными пассионарными лидерами. При такой модели решения принимаются руководителем: он может слушать сотрудников, но финальное решение остается за ним.
Говоря об отдельных характеристиках проектов и мероприятий НКО, мы замеряли число благополучателей, которым организации оказывают платные или бесплатные услуги. Медианное (серединное значение, делящее всю совокупность ответов на равные части) число благополучателей равно 500.
Большинство некоммерческих организаций оказывают услуги бесплатно (89%), а треть – оказывает платные услуги (34%), вместо или наряду с оказанием бесплатных услуг. В общей выборке только 11% не оказывают услуг населению.
Показатель Сотрудники отражает характер найма, управления и развития сотрудников, указывает на эффективность управления человеческими ресурсами в организации для достижения миссии и целей работы НКО.
Невысокое значение показателя Сотрудники указывает на довольно слабую формализацию и разработанность системы управления работы с персоналом в НКО. Судя по полученным данным, менеджменту человеческих ресурсов уделяется в целом меньшее внимание, чем, например, управлению проектами, и это является организационной слабостью сектора в целом.
Согласование административного бюджета, расходов на зарплаты являются самыми трудными в переговорах с донорами, в том числе, и в грантовых конкурсах. Это объясняет низкий, несоответствующий рынку и компетенциям уровень зарплат, отсутствие ресурсов на развитие персонала. Возможностей для развития персонала в НКО очень мало, их практически нет.
Единственной сильной стороной опрошенных организаций в целом, является стабильный коллектив НКО (70%). В некоммерческих организациях редко встречается достойная оплата труда в соответствии с квалификацией сотрудника (32%), открытый и равный найм новых сотрудников (39%) и оценка персонала с обратной связью по ее результатам (39%). Проблема профессионального или эмоционального выгорания сотрудников также указывает на слабость системы управления сотрудниками. Почти половина НКО (46%) отмечает, что выгорание сотрудников присутствует в их организации и эта проблема актуальна. Однако профессиональное и эмоциональное здоровье коллектива необходимо для организационной устойчивости и развития организации в целом.
История с выгоранием, мне кажется, свойственна сектору в целом и связана с низкой поведенческой гигиеной. Например, если руководитель НКО не уважает свое собственное время и проводит границу между частной жизнью и рабочей, то ровно то же самое будет у сотрудников организации. Они будут 24/7/365 в доступе, а это – прямой путь к выгораю. В секторе нет понимания того, что хроническую усталость от работы проще предотвратить, чем потом с ней бороться. Эта проблема не проработанная. Как с этим работать? Нужно продвигать идею о необходимости разделять личное и рабочее время. Необходимые условия для этого: эксперты и руководители НКО могут публично рассказывать о том, что такое баланс жизненных сил: что нужно заниматься другими делами, семьей, спортом, детьми и т.д., то есть теми вещами в общечеловеческом смысле, которые служат ресурсом и помогают плодотворно работать. И только при таких условиях сотрудник НКО будет успешен в работе долго.
Анализ управления сотрудниками в небольших, средних и крупных НКО показывает статистически значимые отличия. В крупных организациях управление сотрудниками развито в среднем лучше, чем в средних или небольших НКО. Небольшие организации значительно реже нанимают сотрудников, используя процедуры открытого и равного найма, заметно меньше поощряют заслуги сотрудников и предоставляют им возможности карьерного роста и развития, а также меньше внимания уделяют горизонтальным профессиональным коммуникациям и накоплению общего знания. Ожидаемо, что и оплата труда в крупных НКО больше соответствует уровню достойной оплаты и квалификации сотрудников, чем в небольших НКО. Все перечисленное указывает на факторы, которые ограничивают рост организаций и препятствуют развитию небольших НКО.
Другой важный компонент низкой устойчивости НКО по показателю Сотрудники – их профессиональное и эмоциональное выгорание. Интересно, что в небольших организациях в среднем чаще встречается эта проблема, чем в средних или крупных. Это может быть связано с перегрузками сотрудников, отсутствием разделения труда, нехваткой ресурсов и большим объемом текущих дел, не соответствующих реальным возможностям организации. В результате это может препятствовать системному изменению ситуации и развитию организации.
Общий уровень работы с волонтерами статистически значимо отличается у организаций разного размера и в среднем выше у крупных, чем средних и небольших организаций. Главным образом отличия достигаются за счет наличия или отсутствия разработанного плана по работе с волонтерами и системы мотивации.
Даже в сильных организациях волонтеры используются, скорее, как ресурс. В приоритете – основные благополучатели (дети-сироты, например), для которых что-то создают волонтеры. Сами волонтеры, результаты для них самих от участия в программе НКО обычно
не оцениваются.
Показатель Финансовая устойчивость характеризует материально-техническую базу организации, а также описывает уровень диверсификации источников финансирования, достаточность текущих финансовых ресурсов и наличие финансовых резервов. Также показатель характеризует качество финансового планирования – наличие бюджета, фандрайзингового плана, практики оценки финансовой эффективности.
Наиболее сильной стороной данного показателя среди опрошенных некоммерческих организаций является материально-техническая база НКО. К слабым сторонам можно отнести аспекты, характеризующие финансовую обеспеченность НКО, а также финансовое планирование и учет. Эти сферы нуждаются в дополнительном внимании со стороны организаций.
В текущей модели финансирования НКО-сектора, финансирование обычно не связано с развитием организаций, оно заточено на поддержку их проектов. Именно поэтому организации и не чувствуют финансовой стабильности.
Несмотря на существенные и очевидные плюсы наличия такого источника финансирования как грантовые конкурсы, государственные грантовые деньги страшно развращают и не дают возможности НКО создать устойчивую финансовую модель, если рассчитывать
только на этот фандрайзинговый источник. В этом их пагубное влияние.
Значение субпоказателя Материально-техническая база (3,70) указывает на достаточно высокую материально-техническую обеспеченность опрошенных НКО. Более чем две трети организаций (69%) располагают необходимой для работы офисной техникой, 55% – нужным им программным обеспечением. Более половины опрошенных НКО (54%) считают, что помещение, в котором они работают, отвечает их потребностям. Более крупные по размеру НКО выше оценивают уровень своей обеспеченности материально-техническими ресурсами.
Согласно результатам опроса, 4 организации из 5 так или иначе располагают помещением для работы. У большинства НКО помещение находится в возмездной (40%) или безвозмездной (37%) аренде. 7% организаций имеют помещение в собственности. Не имеет помещения для работы почти каждая пятая опрошенная организация.
Значение субпоказателя Финансовая обеспеченность (2,87) указывает на довольно слабую обеспеченность опрошенных НКО финансовыми ресурсами и их низкую финансовую устойчивость. Лишь 39% НКО оценивает свои источники финансирования как диверсифицированные, 37% НКО обладает финансовым резервом для работы в течение как минимум трех месяцев, 29% хватает имеющихся ресурсов для текущей работы. Полученные результаты говорят о том, что вопросы, касающиеся финансирования деятельности организации, являются организационной слабостью сектора в целом.
Ожидаемо, что наиболее крупные организации с большим объемом бюджета и штатом сотрудников обладают более высоким уровнем финансовой обеспеченности, чем небольшие и средние НКО. Это проявляется во всех рассматриваемых аспектах, в том числе в уровне диверсификации источников финансирования НКО, наличии финансового резерва для работы, достаточности финансовых ресурсов в целом. Исключением является лишь отсутствие различий в уровне диверсификации источников финансирования у крупных и средних НКО.
Самым распространенным источником финансирования опрошенных НКО в 2020 году стали Президентские гранты – их получали более половины организаций (50%). Среди других внешних источников финансирования распространены денежные поступления от коммерческих организаций (39%), массовые денежные пожертвования населения (32%), денежные поступления/ гранты от других НКО, фондов (32%), субсидии, гранты от региональных органов власти (27%). Также многие НКО опираются на внутренние источники финансирования, в том числе на доходы от реализации услуг (товаров), взносы учредителей или собственников, а также личные средства членов, сотрудников, учредителей, не являющиеся взносами. Реже всего в данном контексте упоминались доходы от контрактов по госзакупкам (6%) и денежные поступления от зарубежных доноров (8%).
Помощь от физических лиц в том или ином виде получают более чем три четверти опрошенных НКО. В первую очередь, это финансовая поддержка в разных формах – через банковские карты, Apple Pay, Google Pay на сайте (37%), кассу банка, квитанцией (29%), фандрайзинговые и краудфандинговые платформы (28%), ящики для пожертвований (19%), виртуальные кошельки (18%), sms пожертвования (17%). Каждая пятая НКО принимает помощь от физических лиц в виде вещей, одежды, продуктов, предметов гигиены. Лишь незначительная часть опрошенных организаций использует такие неодобряемые в некоммерческом секторе каналы как сбор средств на личные банковские карты руководителей и сотрудников (5%) и сбор денег представителями организации на улице или в транспорте (1%).
Относительно сильной стороной субпоказателя Финансовое планирование и учет среди опрошенных НКО является распространение практики оценки финансовой эффективности НКО (49%). Что касается слабой стороны субпоказателя Финансовое планирование и учет, то она отражается в вопросах, связанных с планированием и организацией фандрайзинга. Лишь в 20% НКО есть детальный фандрайзинговый план и только в 13% НКО расходы на фандрайзинг заложены в бюджет организации.
В целом, показатель Финансовая устойчивость демонстрирует высокий уровень различий и неравенства между небольшими, средними и крупными НКО. Крупные организации имеют на 1,3 балла выше оценку данного показателя, чем небольшие, и на 0,6 балла выше, чем средние НКО. С одной стороны, такой результат ожидаем. Однако небольшие и средние организации на своем уровне и при своих масштабах так же могут обладать высокой финансовой устойчивостью, если будут иметь диверсифицированный бюджет и управлять фандрайзингом.
Показатель Внешние коммуникации характеризует коммуникационную активность организации, а также описывает опыт партнерства НКО с другими некоммерческими организациями и инициативами, местными, региональными и федеральными органами власти, бизнесом, населением и СМИ.
У опрошенных НКО в целом средний уровень коммуникационной активности, что достигается преимущественно за счет наличия социальных сетей и сайта. Опыт партнерства с другими некоммерческими организациями, органами власти разных уровней, местным сообществом и СМИ находится на чуть более низком уровне.
К относительно слабым сторонам субпоказателя Коммуникационная активность можно отнести коммуникационную стратегию, позволяющую обеспечить наиболее точное позиционирование организации в публичном поле и сформировать устойчивый образ среди целевых аудиторий. Такая стратегия есть у 46% опрошенных НКО. Более проблемной стороной является планирование кризисных коммуникаций по реагированию на негативную информацию, в том числе в интернете (26%).
Во многом устойчивость НКО зависит от круга поддержки, от людей, которые разделяют ценность организации и оказывают помощь. Вовлечение таких людей требует системных эффективных коммуникаций. Поэтому НКО уделяют большое внимание партнерству с ключевыми стейкхолдерами, что и показывают результаты исследования. Социальные сети во многом стимулировали коммуникации и открыли больше возможностей для НКО. Но до сих пор часто у местных НКО существует проблема, что о них не знает местное население. Людям скорее известно о более крупных федеральных фондах, которых транслируют на телевидении.
Публикация детализированного финансового отчета вносит вклад в формирование имиджа открытой и прозрачной НКО, застуживающей доверия ключевых аудиторий. К самым распространенным статьям расходов, которые указывают организации, публикующие финансовые отчеты, относятся расходы на реализацию программ, проектов, мероприятий (не включая заработные платы) (57%) и расходы на оплату труда (41%). Реже всего НКО в финансовых отчетах указывают рекламные расходы и расходы на фандрайзинг.
Исследование показало трех основных партнеров НКО по взаимодействиям, совместным мероприятиям и проектам. Опрошенные организации высоко оценивают уровень взаимодействия с другими НКО (69%), местным сообществом (55%) и органами власти (54%). Наиболее проблемной стороной является партнерское взаимодействие с коммерческими компаниями (34%).
Уровень развития партнерских взаимодействий заметно отличается между крупными и небольшими НКО. У первых существенно больше развиты совместные проекты с бизнесом и СМИ, выше представленность НКО в информационном поле. Партнерские проекты с другими НКО также являются сильной стороной крупных НКО чаще, чем небольших организаций.
Что касается репутационного ресурса НКО, то заметная часть НКО декларирует различные формы участия в профессиональном сообществе. Так, в 4 из 5 НКО руководители или сотрудники периодически выступают в качестве экспертов на различных мероприятиях, примерно в половине НКО руководитель и/или сотрудники входят в состав рабочих групп при органах власти разного уровня (51%), состоят в профессиональных ассоциациях, в том числе международных (46%), столько же организаций имеют опыт победы в конкурсах профессиональных достижений (46%). В четверти опрошенных некоммерческих организаций либо сам руководитель является известным/ медийным лицом (26%) или медийные лица, лидеры мнений принимают участие в работе НКО (26%).
Показатель Адвокация характеризует степень субъективной оценки влияния организации на происходящее в некоммерческом секторе и в социальной, общественной сфере на федеральном, региональном и муниципальном уровне.
В целом опрошенные некоммерческие организации выше, но тем не менее достаточно низко, оценивают свои возможности оказывать влияние на происходящее в некоммерческом секторе, в социальной и общественной сфере на муниципальном (39%) и региональном (36%) уровне. Значительно ниже опрошенные НКО оценивают свои возможности адвокации на федеральном уровне (17%).
Небольшие организации в целом оценивают свои возможности повлиять на происходящее на муниципальном уровне не ниже, чем средние и крупные НКО. Однако на более высоком региональном и федеральном уровне это разница становится заметной.
Низкий показатель Адвокация, вероятно, связан с высокой загрузкой основной деятельностью и прямой помощью благополучателям. Это занимает основное время в деятельности организаций, которые по большей части являются сервисно-ориентированными. С другой стороны, в некоммерческом секторе в целом отсутствует норма разговора об институциональном воздействии и влиянии на принятие решений. Ряд экспертов выражает мнение, что реальный эффект деятельности НКО может быть значительно выше, чем его оценили сами организации.
Если это не часть основной деятельности, то организации сложно понять, что значит «я влияю» или «не влияю». Я думаю, что показатель реально выше. Думаю, что при выборе оценки в этом разделе коллеги могли подумать так: раз мы не пишем постоянно письма мэру или губернатору, не ходим на их совещания, то мы не особо занимается адвокацией, но это не так. Мы склонны не осознавать и занижать свое влияние, пока это не становится отдельным направлением работы и не попадает в KPI.
Фокус многих НКО – на оказании социальных услуг и помощи благополучателям, адвокацией они просто не успевают отдельно заниматься. Тенденция сейчас – быстрее помочь, а не то, чтобы продвинуть интересы отдельных категорий социальных групп, разработать нормативные акты, системно решающие их проблемы. Это долго и НКО не хватает на это времени и ресурсов.
Здесь наиболее адекватная оценка и наиболее близкая к реальности. На своем локальном уровне организации действительно могут на что-то повлиять, а на федеральном уровне таких очень мало, мало, кто реально влияет на ситуацию.
Полученные результаты свидетельствуют о достаточно тревожной ситуации в НКО в целом. Несмотря на то, что на уровне деклараций, НКО утверждают, что принимают в расчет наличие возможных внешних и внутренних рисков и стараются их минимизации (80%), практически половина опрошенных говорит о нехватке финансовых ресурсов для текущей работы (48%) и об отсутствии необходимого числа сотрудников (44%).
Наиболее значимыми факторами, снижающими уровень рисков в НКО, является стабильный коллектив (70%) и хорошо выстроенные внутренние коммуникации (69%). Ситуация дефицита двух основных компонент деятельности любой организации – финансов и сотрудников – может подорвать долгосрочную устойчивость, даже несмотря на то, что сейчас НКО декларируют стабильность коллектива или то, что многие организации работают нерегулярно и на волонтерских началах.
С конкретными внешними рисками сталкивалась относительно небольшая доля НКО. Чаще всего это были штрафы, негативные публикации в социальных сетях и судебные дела.
Организации должны понимать, как реагировать на такие внешние угрозы и иметь план ответных действий и коммуникаций. При этом, как показывают данные и оценки экспертов, предупреждение и работа с рисками – это слабая сторона некоммерческого сектора. Эксперты скорее отмечают, что понятие рисков практически не вписано в управленческую повестку НКО и в редких случаях даже в крупных НКО можно встретить выстроенную систему риск-менеджмента.
Многие НКО, действительно, не понимают, что это такое, не знают, как можно работать с рисками.
У большинства НКО этого нет. Но я думаю, что многие со временем к этому придут, в том числе через начало обсуждений рисков финансовой устойчивости, которые сейчас всем более очевидны, чем какие-либо другие.
Полученный показатель меня удивляет. Как мне кажется, это высокий показатель. Насколько мы наблюдаем это в нашей работе, мало кто из НКО умеет работать с негативными контентом и мало у кого есть план кризисных коммуникаций. На мой взгляд, работа с рисками в целом – это не сильная сторона некоммерческого сектора. Повестки управления и предупреждения рисков в некоммерческом секторе на рынке нет. И если НКО думают про управление рисками, то думают в первую очередь о финансах, но не про управление в том смысле, в котором имеется в виду корп. управление.
Организации зачастую не задумываются о потенциальных рисках и не имеют запасного плана. Например, не продумывают и не прописывают, что будут делать с сотрудниками, если не получат какой-то грант. Для того, чтобы организациями быть устойчивыми, то есть подготовленными ко всем возможным вариантам событий, необходимо думать о рисках и иметь понимание, как действовать в случае их возникновения.
Открытость изменениям характеризует культуру организации, которая поддерживает новые идеи и внедряет их в работу. Изучение внешнего опыта, развитие и накопление знаний, и их применение позволяет организации развиваться, а ее работе быть всегда актуальной и востребованной
Опрошенные НКО декларируют достаточно высокий уровень Открытости изменениям. Они приветствуют новые идеи и предложения (89%), которые инициируют не только руководители, но и сотрудники (77%). Это не только позволяет расширить линейку реализуемых проектов и мероприятий, но и повышает чувство сопричастности к общему результату.
Опрос показал, что большинство НКО декларируют проведение сбора и анализа данных при работе с целевыми группами НКО (благополучателями), тогда как значительно меньше внимания отводят оценке работы сотрудников и волонтеров, а также финансовой аналитике. С одной стороны, результат порадовал: ведь именно улучшить жизнь благополучателей - основное “обязательство” НКО перед обществом в целом, и особенно перед теми, кто поддерживает НКО финансово или другими ресурсами. С другой стороны, именно здесь недостаточно только проводить самооценку; должны быть предусмотрены своего рода «супервизии»: приглашение внешних экспертов к анализу деятельности, обмен опытом с другими коллегами, работающими с теми же целевыми группами, и др. … И очень “говорящий” результат - низкий приоритет оценки работы сотрудников и удовлетворенности волонтеров; тем более он подкрепляется довольно низкими оценками по отдельному показателю Сотрудники. Он неминуемо вызывает перед глазами образ спасателя, который жертвует всем собой ради «правого дела». Однако руководители НКО не должны соглашаться на такие жертвы, т.е. пренебрегать развитием своих сотрудников; тогда как их оценка – это один из этапов в выстраивании системы развития.
Когда руководитель и сотрудники заполняют опросник, для них это как лишний повод подумать, что-то сделать и пообсуждать в команде. Регулярное заполнение анкеты и ознакомление с полученными результатами – это возможность для самооценки организации. Это можно использовать как повод и структуру для разработки стратегии, подведения итогов, вообще обсуждения с сотрудниками каких-то «западающих» блоков.
Прикладная значимость такой внешней оценки – это помощь в том, чтобы НКО могли объяснить и обосновать свою дальнейшую деятельность, в первую очередь самим себе. Это поможет подумать, куда направить свои усилия, какие компетенции приобретать и развивать. Второе – для НКО это способ посмотреть на себя в сравнении с другими организациями. Даже если в исследовании пока не участвовали, можно взять эту диаграмму и пройти по пунктам, попробовать оценить свою НКО и соотнести с "большой картиной". Мы видим, что все грантодатели и бизнес в целом всё охотнее поддерживают организационное развитие НКО. И в результатах исследования есть много подсказок, в том числе для подготовки презентаций с предложениями и заявок. Дальнейшее участие в "Пульсе НКО" - это способ сделать ещё один шаг в развитии.
Участие в этом исследовании – это возможность комплексно посмотреть на собственную организацию и осознать многомерность ее деятельности. Это важное упражнение для организации, можно посмотреть, что сделано хорошо, проанализировать, перенести опыт на другие блоки. Это дает знание о собственных конкурентных преимуществах. Безусловно, это повод отпраздновать победу там, где деятельность наиболее успешна или эффективна. При этом это также и возможность, проанализировать слабые стороны, определить, каким образом они препятствуют реализации миссии и какие шаги следует предпринять для улучшения ситуации? …. Но для реализации нужны мощные компетенции по стратегическому планированию, и над этим сектору надо работать.
Участие в этом исследовании – это возможность провести самооценивание и посмотреть, какое состояние у организации по отдельным блокам, понять, что позволит НКО расти. Несмотря на значительную профессионализацию сектора, руководители НКО еще довольно плохо в целом представляют, что такое «управление организацией» и «организационное развитие», что это включает. Здесь же это представлено по конкретным показателям деятельности организаций.
Для развития организации нужно целеполагание и миссия, а вокруг миссии начинает собираться команда. Важно планировать деятельность надолго и понимать, к чему организация хочет прийти.
Считаю важным отметить, что даже при существующих ограничениях в методологии (которые есть в любом исследовании) результаты исследования вполне чётко определяют “зоны роста” внутри каждого критерия оценки уровня организационного развития - как для всего сектора НКО, так и для конкретных организаций. Например, у большинства опрошенных отсутствуют коммуникационная стратегия и план действий в кризисной коммуникации.