Оценка внешней среды развития НКО 2024
Об исследовании
Введение
Внешняя среда, как и сами НКО, меняется, но без регулярных исследований такие трансформации оценить невозможно. Летом 2022 года в рамках проекта «ПУЛЬС НКО» была проведена первая волна исследования «Оценка внешней среды развития НКО», где опрошенные организации оценили уровень благоприятности внешней среды для своей работы по 6 показателям: (1) экономический контекст, (2) доступность ресурсов, (3) социальный контекст, (4) политический и правовой контекст, (5) инфраструктура сектора и (6) открытость партнеров к НКО.
В 2024 году проведен повторный замер. Текущий доклад призван дать ответы на следующие ключевые вопросы:
1
Как изменились оценки внешней среды развития НКО за последние 2 года в общем и по отдельным показателям?
2
Какие сферы внешней среды НКО сегодня оценивают как наиболее благоприятные и, наоборот, неблагоприятные для своей работы?
3
Какие сферы внешней среды НКО сегодня оценивают как наиболее благоприятные и, наоборот, неблагоприятные для своей работы?
Оценка внешней среды основана на субъективных оценках НКО. В ходе исследования опрошенные организации оценили предложенные показатели внешней среды исходя из своего опыта работы и своего понимания положения дел в некоммерческом секторе. Мы не оценивали внешнюю среду по каким-либо объективным параметрам – объему финансирования, законодательству и проч. Такие данные доступны не по всем характеристикам и их выбор весьма ограничен. Мы видим ценность полученных субъективных оценок, поскольку НКО принимают решения, опираясь в первую очередь на свое понимание текущей ситуации. Такие оценки также показывают, насколько благоприятным НКО считают контекст своей работы и где внешняя среда, по их мнению, способствует развитию, а где, наоборот, препятствует и не является благоприятной.
Сбор данных проведен методом онлайн-опроса участников проекта «ПУЛЬС НКО» в апреле-мае 2024 года. Всего получено 302 ответа от руководителей и сотрудников НКО.
Более подробно о методологии исследования и выборке можно прочитать в Приложении.
Благодарности
Мы благодарим членов Экспертного совета проекта «ПУЛЬС НКО» за участие в обсуждении дизайна исследования и формулировке рекомендаций: Вячеслава Бахмина (независимый эксперт), Романа Склоцкого (независимый эксперт), Марину Михайлову (Архангельский Центр социальных технологий «Гарант»), Юлию Ходорову (БФ «Культура благотворительности»), Елену Малицкую (Фонд «Сибирский центр поддержки общественных инициатив»), Наталию Фреик (независимый эксперт), Татьяну Задирако (БФ «Социальный навигатор»), Ингу Моисееву (D-Group.Social), Анну Орлову (Кухня НКО).

Результаты
Текущее положение и условия работы сектора НКО
Оценка текущего положения сектора НКО

Прежде чем дать оценку внешней среды развития НКО, необходимо понять, как сами организации оценивают текущее состояние сектора. Как и в 2022 году, опрошенные затрудняются дать этому однозначную оценку. Чуть более половины опрошенных организаций говорят о том, что текущее состояние сектора НКО в чем-то хорошее, а в чем-то плохое.
Однако доля позитивных оценок заметно выросла за последние два года, на 10 п.п. Во многом это связано с более позитивным восприятием текущего положения сектора НКО среди региональных организаций, в особенности тех, кто работает с ветеранами, пожилыми и малоимущими.
Ключевые проблемы

Спектр ключевых проблем, с которыми сталкиваются НКО в своей работе, во многом сохранился неизменным. Традиционно на первом месте – вопрос финансирования и его недостатка для деятельности организации (59%). На втором – недостаток поддержки со стороны бизнеса (49%). Недостаток поддержки со стороны органов власти сохранился на прежнем уровне в 37% опрошенных НКО.
Ключевое изменение в спектре проблем НКО касается их трудовых ресурсов. Впервые в ТОП-3 вошло эмоциональное выгорание сотрудников – если в 2022 году это было значимо для 32% НКО, то в 2024 таковых стало уже 43%. Закономерным образом изменилась ситуация и с нехваткой сотрудников для работы в организации – эта проблема стала значима в 2024 года для 37% НКО на фоне 28% в 2022.

Оценка условий работы

НКО все больше затрудняются однозначно оценить, стимулируют или препятствуют внешние условия их работе. Доля тех, кто считает справедливым оба утверждения одновременно, выросла с 39% до 46% с 2022 года. При этом рост таких неоднозначных оценок произошел достаточно равномерно среди НКО разных ре региону регистрации, размеру и типу целевой аудитории.
Такие данные говорят о неравномерности внешнего контекста и степени его благоприятствования развитию сектора НКО. Наиболее позитивно НКО оценивают существующую инфраструктуру сектора – по мнению 57% опрошенных ресурсные центры, информационные и образовательные площадки благоприятствуют развитию некоммерческих организаций.
Другие аспекты внешней среды НКО оценивают заметно более критически. Около половины опрошенных НКО считают, что текущий экономический (53%) и политический контекст (46%) не является благоприятным для их работы.
Небольшая позитивная динамика наблюдается в доле НКО, оценивших политическую ситуацию как благоприятную. С 2022 года она выросла на 8 п.п. с 16% до 24%. Этот прирост особенно сильно проявляется среди НКО регионов, молодых (до 5 лет) и небольших по размеру организациях, работающих с целевыми аудитории пожилых людей и ветеранов.
Индекс внешней среды развития НКО
Индекс внешней среды развития НКО оценивается как среднее по 6 показателям, включенным в модель оценки: (1) экономический контекст, (2) доступность ресурсов, (3) социальный контекст, (4) политический и правовой контекст, (5) инфраструктура сектора и (6) открытость партнеров к НКО.
Индекс внешней среды развития НКО вырос с 2022 года с 2,83 до 2,93 баллов из 5
Основной вклад в рост общего индекса внешней среды развития НКО внесли:
Налоги и льготы для НКО
2,47 → 2,82

Открытость СМИ к работе в НКО
2,48 → 2,64
Общая политическая ситуации
2,36 → 2,61

Общая экономическая ситуации
2,35 → 2,57
Только 2 из 6 показателей внешней среды опрошенные оценивают выше среднего – это, как и в 2022 году, Инфраструктура сектора НКО (3,33 → 3,38) и Социальный контекст (3,10 → 3,13).
Средние позиции сохраняют показатели Доступности ресурсов (2,94 → 3,00) и Политический и правовой контекст (2,83 → 2,91).
Ниже всего опрошенные НКО оценивают Открытость партнеров к НКО (2,44 → 2,56) и Экономический контекст (2,34 → 2,57). Однако рост значений по данным показателям является статистически значимым. За счет более позитивных оценок открытости СМИ и налогов и льгот, НКО оценивают эти показатели внешней среды выше, чем в 2022 году.
1. Экономический контекст
Значение показателя Экономический контекст находится на уровне 2,57 балла из 5
Показатель основан на оценках респондентов относительно благоприятности общей экономической ситуации в стране для работы НКО, возможностей финансового планирования, налоговых условий и льгот, а также условий банковского обслуживания и кредитования.
Несмотря на то, что НКО стали в целом выше оценивать значение показателя Экономический контекст, он тем не менее, так же как и в 2022 году, остается самым низким из всех 6 показателей оценки внешней среды.
Рост значения показателя произошел, в первую очередь, за счет небольшого прироста в оценках общей экономической ситуации и налогов и льгот для НКО.
Несмотря на небольшой рост значения суб-показателя по общей экономической ситуации и материальному благополучию граждан с 2,35 до 2,57 баллов из 5, он остается на уровне ниже среднего. При этом стоит отметить, что рост суб-показателя произошел не за счет увеличения числа позитивных оценок тех, кто считает, что этот аспект внешней среды является благоприятным для работы НКО, а за счет перехода части негативных оценок в категорию сомневающихся, кто воспринимает общий экономический контекст как в чем-то благоприятный и не благоприятный одновременно. Больше половины опрошенных продолжают оценивать общую экономическую ситуацию и материальное благополучие граждан как неблагоприятный контекст работы НКО (60% и 53% в 2022 и 2024 году). Только каждый пятый (20%) называет положение дел в экономике благоприятным для работы сектора, а каждый четвертый (26%) затруднился дать однозначную оценку и считает оба утверждения справедливыми.
Небольшие по размеру организации (26%) чаще других позитивно оценивают экономическую ситуацию и материальное благополучие граждан как среду, благоприятную для работы НКО. Среди крупных и средних НКО таковых лишь 12%. Вероятно, такие различия объяснимы масштабом работы НКО, когда более крупные организации чаще сталкиваются со сложностями во внешней экономической среде и склонны давать более низкие оценки.

Также различия наблюдается в региональном разрезе – НКО Москвы более критически оценивают экономические условия. Если среди них 67% считает, что они неблагоприятны для работы НКО, то среди региональных организаций таковых заметно меньше – 47%.

Реже других негативные оценки экономическому состоянию дают НКО, работающие с пожилыми людьми и ветеранами (39%). Для примера, более половины (58%) тех, кто занимается инфраструктурными, экологическими проектами, а также НКО, оказывающих социальную поддержку маргинальным группам, негативно оценивают общий экономический контекст для работы НКО.
Налоги и льготы – суб-показатель, который объединил утверждения о налогах, страховых взносах и льготах для НКО. Значение данного суб-показателя выросло заметнее всего и составило 2,82 балла из 5 по сравнению с 2,47 баллами в 2022 году.
НКО стали более позитивно оценивать текущие налоговые ставки и страховые взносы. С тем, что они не мешают развитию НКО согласна почти половина опрошенных (48%), а в 2022 году таковых было лишь 31%. Уверенность в адекватности налоговых ставок и взносов для работы НКО существенно выросла в связи с внесением поправок в Налоговый кодекс о пониженных тарифах страховых взносов для НКО, применяющих упрощенную систему налогообложения и работающих в области социального обслуживания, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства – то есть для основной массы социальных и благотворительных организаций.
Что касается доступности финансовых льгот по арендной плате, плате за ЖКУ, телефонной связи и Интернету, то значимых изменений в этом контексте работы НКО нет – опрошенные организации продолжают оценивать его негативно и большинство указывает на недоступность таких льгот (51% против 60% в 2022). Каждая пятая организация (21%) затрудняется дать ответ на этот вопрос, что, вероятно, говорит о том, что с такими льготами они не сталкивались в принципе.
Значение суб-показателя Банковское обслуживание и кредиты значимо не изменилось с 2022 года и составляет 2,63 балла из 5 (2,47 балла в 2022 году).
Доля тех, кто говорит о благоприятности условий банковского обслуживания для НКО, составила 35%, что сопоставимо с уровнем 2022 года (29%). О доступности условий банковского кредитования для НКО говорят только 5% опрошенных организаций. Значительная часть затруднилась оценить эти условия (38%), а почти половина дала негативные оценки (47%). Такое распределение в целом совпадает с результатами замера в 2022 году и указывает на низкую доступность и распространенность банковского кредитования среди НКО.
Последний суб-показатель – Возможность финансового планирования – представлен тремя утверждениями: доступностью «длинных денег», готовностью доноров финансировать административные расходы и оценкой того, в какой мере внешняя среда позволяет заниматься долгосрочным финансовым планированием.
Доля представителей НКО, считающих, что НКО доступны «длинные деньги» остается менее 10%, а 74% уверены в обратном. Большинство считает, что внешняя среда не позволяет вести долгосрочное финансовое планирование (64%). На этом фоне несколько лучше выглядят оценки готовности доноров покрывать административные расходы НКО – об этом говорит 21% опрошенных (16% в 2022 году), а 27% дали промежуточные оценки, когда такая готовность проявляется, по мнению опрошенных, частично.
Опрошенные оценивают этот суб-показатель ниже всех суб-показателей, характеризующих экономический контекст работы НКО, и в целом ниже всех показателей развития внешней среды. Изменение значения с 2,11 до 2,24 баллов не является статистически значимым, что указывает на стабильно высокую уязвимость НКО в возможностях долгосрочного финансового планирования.
В 2022 году НКО с высоким уровнем организационного развития чаще, чем с низким, говорили о внешних условиях, способствующих ведению долгосрочного финансового планирования. В текущем году оценки выровнялись – НКО разного размера, уровня оргразвития, типа целевой аудитории с которой работают, в среднем одинаково оценивают внешнюю среду по возможностям вести долгосрочное финансовое планирование.

Аналогично справедливо и для суб-показателей Налоги и льготы и Банковское обслуживание и кредиты. Эти аспекты внешней среды работы НКО воспринимаются и оцениваются НКО практически одинаково, вне зависимости от их организационных характеристик, размера и проч.
2. Доступность ресурсов
Значение показателя Доступность ресурсов находится на уровне 3 баллов из 5
Показатель основан на оценках доступности различных источников финансирования для НКО, доступности трудовых и материальных ресурсов. С 2022 года оценки доступности ресурсов для НКО значимо не изменились.
Суб-показатель Доступность источников финансирования, как и в 2022 году, оценен выше среднего (3,30 балла из 5).
Самым доступным источником финансирования продолжают восприниматься президентские гранты (58%). Однако разрыв в уровне доступности грантов ФПГ и других источников заметно сократился по сравнению с 2022 годом. Если в 2022 году на втором месте с достаточно большим отрывом от ФПГ шли гранты региональных органов власти (47%), то в 2024 году это разрыв сократился и на второе место вышли доходы от оказания услуг и продажи товаров (49%).
Как и в 2022 году более высокую оценку доступности президентских грантов, грантов от региональных и муниципальных органов власти дают НКО, зарегистрированные в регионах, а не Москве. Это может объясняться как большей конкуренцией в столичном регионе за гранты, так и косвенно свидетельствовать о большем внимании ФПГ к поддержке региональных организаций.

Также чаще о недоступности президентских грантов продолжают говорить НКО, работающие в сфере экологии и правозащиты (25%) и организации, работающие с узкими группами благополучателей – бездомными, мигрантами (25%).
Частные пожертвования (44%) и пожертвования на фандрайзинговых, краудфандинговых платформах (40%) имеют средние оценки доступности. Для практически каждой пятой опрошенной НКО они воспринимаются как недоступные.
В отличие от президентских грантов, НКО Москвы (55%) оценивают доступность частных пожертвований заметно выше, чем региональные организации (40%). Также доступность частных пожертвований выше оценивается крупными по размеру организациями (50%) и имеющими высокий уровень организационного развития (53%), чем небольшими НКО (35%) и теми, кто имеет низкий уровень оргразвития (23%). Аналогичные закономерности проявляются и в оценках доступности пожертвований, собираемых на фандрайзинговых и краудфандинговых платформах.
С 2022 года заметно выросли оценки доступности финансирования от бизнеса (20% → 32%). Это отражает развитие за последние несколько лет новых грантовых программ у российского ИТ-бизнеса и перестройку программ корпоративной социальной ответственности у многих отечественных компаний. Однако этот источник финансирования, наряду с грантами от НКО и муниципальных органов власти продолжает в восприятии НКО относиться к тройке наименее доступных.
Основные различия в оценках доступности финансирования от бизнеса и грантов от других НКО связаны с размером НКО и их уровнем организационного развития. Так, НКО небольшого размера (25%) и низкого уровня организационного развития (23%) реже говорят о доступности финансирования от бизнеса, чем крупные НКО (50%) и имеющий высокий уровень оргразвития (43%).

Также о более высокой доступности финансирования со стороны бизнеса и грантов других НКО чаще говорили НКО, работающие в области социальных услуг и медицинской помощи и помогающие целевой аудитории детей. Те же, кто работает в области культуры, образования, спорта, кто оказывает поддержку пожилым и ветеранам более негативно оценивают доступность данных источников финансирования.
Оценка доступности Материальных ресурсов составила в 2024 году 3,07 балла из 5. Расходные материалы и оборудование (58%), а также цифровые решения для управления НКО (49%) продолжают оцениваться как наиболее доступные. Заметно менее доступными по оценкам опрошенных НКО являются помещения (19%) и рекламные площади (20%).
Недоступность помещений для работы организации чаще отмечается небольшими (55%), чем средними (43%) или крупными по размеру организациями (33%).

Недоступность рекламных площадей более актуальная для НКО Москвы (53%), чем региональных организаций (37%).
Третий суб-показатель Доступность трудовых ресурсов оценивается ниже, чем доступность материальных или финансовых ресурсов. Эта тенденция сохраняется с 2022 года.
Как и в 2022 году, наиболее остро выражена проблема доступности сотрудников необходимой квалификации – только 12% согласны, что таких сотрудников легко найти. Также сохранилась проблема общей нехватки людей, готовых работать в НКО, о чем говорит 42% опрошенных. Неготовность молодежи работать в НКО также оценивается достаточно высоко, об этом говорят 46% респондентов.
Такие результаты не подтверждают предположения о росте привлекательности НКО как работодателя и указывают на сохраняющиеся проблемы в информированности, условиях труда или позиционировании НКО как работодателя.
НКО Москвы более позитивно оценивают количество людей, готовых работать в секторе (41%), чем региональные организации (29%), однако в оценках того, насколько легко найти квалифицированных сотрудников они сходятся – сделать это достаточно сложно.

Сложнее всего с поиском квалифицированных сотрудников у крупных НКО – только 3% согласны с тем, что найти таких людей можно легко.

Более высокая оценка неготовности людей работать в организациях некоммерческого сектора отмечается среди НКО, помогающих узким группами благополучателей (53%). Работа с стигматизированным в обществе группами бездомных, ВИЧ-позитивных, мигрантов формирует более сложный внешний контекст для поиска потенциальных сотрудников.
3. Социальный контекст
Значение показателя Социальный контекст находится на уровне 3,13 баллов из 5
Показатель дает понимание, как НКО оценивают общий социальный климат, свою репутацию в обществе, а также информированность и потенциал вовлечения общества в работу организаций некоммерческого сектора.
Как и в 2022 году, этот показатель, наряду с инфраструктурой сектора НКО, опрошенные оценивают выше остальных, хотя в целом значение продолжает находиться на нижней границе среднего уровня.
По сравнению с 2022 годом общее значение показателя Социальный контекст и его отдельные суб-показатели статистически значимо не изменились.
Общий социальный климат, т.е. взаимоподдержку, взаимопонимание и отсутствие конфликтов в обществе НКО продолжают оценивать ниже других параметров социального контекста. Значение суб-показателя Социальный климат не изменилось с 2022 года и осталась на нижней границе среднего уровня (2,95 балла из 5).
Опрошенные не дают однозначных оценок социальному климату и практически в равных долях считают, что он является благоприятным (33%) и не благоприятным (34%) для работы НКО. Столько же считают оба утверждения справедливыми (32%).
Организации, работающие более 20 лет (51%) и крупные по размеру (44%), чаще других оценивают социальный климат для работы НКО как неблагоприятный. Таких же позиций придерживаются правозащитные и экологические организации (46%) и работающие с мигрантами, бездомными, ВИЧ-позитивных (46%).

Чаще социальный климат называют благоприятным для работы НКО организации из сферы образования, культуры, спорта (43%) и те, кто работает с пожилыми, ветеранами труда и войны (42%).
Выше всего в Социальном контексте НКО оценивают Информированность об НКО (3,29 балла из 5). По мнению 41% опрошенных НКО, люди в целом осведомлены о деятельности некоммерческих организаций, хотя каждый четвертый (25%) с этим не согласен. Позиционирование НКО как источника помощи нуждающимся людям сформировалось по мнению 47% опрошенных НКО, в 2022 году таких было несколько меньше – 40%.
Суб-показатель Репутация НКО отражает признание со стороны населения. С 2022 года его значение практически не изменилось и осталось на уровне чуть выше среднего (3,23 балла из 5).
Результаты показывают, что опрошенные скорее затрудняются однозначно оценить репутацию некоммерческих организаций. Большая часть опрошенных придерживается срединного мнения. Согласие с утверждением о том, что люди воспринимают работу НКО как важную и полезную (35%) и что НКО имеют хорошую репутацию в обществе (34%) высказали около трети опрошенных.
НКО, которые напрямую сами не работают социально уязвимыми группами населения, реже остальных говорят, что люди воспринимают работу НКО как важную и полезную (22% против 39-44% среди НКО, работающих с другими целевыми аудиториями). Они же заметно реже считают, что НКО имеют хорошую репутацию в обществе (19%).
Уровень Вовлеченности населения в работу НКО оценен опрошенными ниже остальных суб-показателей – его значение 3,03 балла из 5.
Как и в 2022 году, сохраняется диспропорция в том, как именно граждане готовы вовлекаться в работу некоммерческих организаций: готовность к волонтерскому участию (32%) оценивается несколько выше готовности поддерживать работу НКО деньгами (21%).
О том, что граждане не готовы жертвовать в НКО говорят только 30% опрошенных, тогда как в 2022 году таких было 42%. Вероятно, это отражает развитие сферы благотворительности в целом и ее донороцентричности, ориентированной на вовлечение и удержание доноров, удовлетворение их запросов и ожиданий.
4. Политический и правовой контекст
Значение показателя Политический и правовой контекст находится на уровне 2,91 балла из 5
Показатель характеризует внешнюю среду работы НКО с точки зрения субъективных оценок политической ситуации, нормативно-правового регулирования и отношения органов власти к НКО.
С 2022 года значение показателя статистически значимо не изменилось.
Опрошенные достаточно низко оценивают текущую политическую ситуацию (2,61 балла из 5). При этом оценка значимо выросла по сравнению с 2022 годом, когда этот суб-показатель оценивался на уровне 2,36 балла из 5.
Такие изменения произошли как за счет роста доли тех НКО, кто считает текущую политическую ситуацию благоприятной для работы НКО (24% против 16% в 2022 году), так и одновременного сокращения доли негативных оценок (46% против 54% в 2022 году). Срединные оценки о том, что политическая ситуация в чем-то благоприятна, а в чем-то нет и доля таких оценок практически не изменилась с 2022 года (28%).
Более позитивные оценки общей политической ситуации для работы НКО, чем в 2022 году, можно объяснить адаптацией организаций к потрясениям 2022 года и относительной стабилизацией текущей ситуации.
Чаще остальных положительно оценивают политическую ситуацию небольшие организации (33%), а среди крупных НКО таковых лишь 16%.

НКО, работающие с пожилыми, ветеранами труда и войны заметно чаще дают положительные оценки политической ситуации для работы НКО (35%). Организации, работающие с другими целевыми группами, оценивают ситуацию в целом одинаково – каждая четвертая НКО (23-24%) дает положительные оценки.
Отношение органов власти к НКО сами организации оценивают на среднем уровне – значение суб-показателя 2,99 балла из 5.
Как и в 2022 году, НКО высоко оценивают возможности автономно вести свою деятельность и согласны с тем, что могут работать самостоятельно, без давления со стороны органов власти – об этом говорят 43% опрошенных.
Однако это сопровождается восприятием низкой востребованности работы НКО со стороны органов власти и ограниченными возможностями адвокации. Только 21% опрошенных считают, что органы власти ценят работу и экспертизу НКО, и только 20% уверены, что мнение и экспертиза НКО учитываются органами власти при принятии решений, касающихся деятельности НКО.
Наиболее позитивно опрошенные оценивают формальные процедуры регистрации организаций (55%) и обязательной отчетности в Минюст, Росстат и т.д. (47%). Причем такие оценки свойственны НКО разного размера и опыта работы.
НКО с высоким уровнем организационного развития чаще говорят о том, что власти ценят их работу и экспертизу (31%), чем НКО с низким уровнем (20%). Вероятно, это отражает их больший вес во взаимодействиях с органами власти, по сравнению с тем, который имеют менее опытные и продвинутые НКО.
Нормативно-правовое регулирование деятельности НКО оценивается опрошенными на уровне 3,12 балла из 5, и изменения по сравнению с 2022 годом статистически не значимы. Положительные оценки в основном связаны с процедурами регистрации НКО (59%) и обязательной отчетностью в Минюст, Росстат и т.д. (46%). Негативные оценки касаются простоты плановых проверок и ликвидации НКО – около трети опрошенных оценивают их негативно (29-30%), заметная доля затрудняется ответить на вопрос.
5. Инфраструктура сектора
Значение показателя Инфраструктура сектора находится на уровне 3,38 балла из 5
Показатель отражает, как НКО оценивают наличие и качество инфраструктуры с точки зрения ресурсных центров, образования, профессиональных консультаций и услуг, а также общий уровень развитости профессионального сообщества.
Как и в 2022 году этот показатель внешней среды развития НКО опрошенные оценили выше всего, хотя в абсолютном выражении 3,38 балла из 5 указывает лишь на уровень чуть выше среднего. Статистически значимо оценки показателя в целом и его суб-показателей не изменились.
В инфраструктуре сектора выше всего НКО оценивают суб-показатели, характеризующие развитостьпрофессионального сообщества и ресурсные центры и ассоциации.
Опрошенные говорят о профессиональном сообществе НКО как о достаточно открытом, где делятся опытом и лучшими практиками (57%). Немного меньше тех, кто считает, что в НКО больше согласия и сплоченности (41%) и что в секторе есть общие разделяемые правила поведения, неформальные правила работы (39%).
В целом оценки профессионального сообщества практически не изменились с 2022 года, что может указывать как на устойчивость неформальной основы сектора, так и на сложности в большем развитии горизонтальных связей внутри сектора.
О работающем профессиональном сообществе чаще говорят НКО, работающие с детьми. Они чаще остальных согласны с тем, что НКО делятся опытом между собой (66%).
Почти половина опрошенных (48%) уверена, что для НКО есть ресурсные центры, которые действительно помогают и полезны для их развития. Эта доля не изменилась с 2022 года. Работу профессиональных ассоциаций, которые представляют и защищают интересы сектора, отмечает 36% опрошенных. Ассоциации являются признаком самоидентификации и сплоченности профессиональной группы, каналом адвокации коллективных интересов группы перед государством, бизнесом и другими значимыми акторами.
Региональные НКО заметно чаще говорят о профессиональном сообществе в терминах адвокации – профессиональных ассоциациях и организациях, которые представляют и защищают интересы НКО (40%). Среди московских НКО таких только 28%. С одной стороны это может указывать на развитость и силу сообщества на региональном уровне, а с другой – на раздробленность сектора и отсутствие профессиональной самоидентификации, достаточной для создания действующих профессиональных ассоциаций на федеральном уровне.
Сфера профессиональных консультаций и услуг оценивается на среднем уровне (3,32 балла из 5). Почти половина опрошенных позитивно оценивает доступность профессиональных консультаций (47%), а о том, что их качество отвечает потребностям НКО, сказали 42%. Тем не менее, почти треть говорит о неоднозначной ситуации с наличием и качеством профессиональных консультаций и услуг.
Оценка суб-показателя Образование для НКО значимо не изменилась по сравнению с 2022 годом. По мнению опрошенных, образование для НКО слабее всего развито в инфраструктуре сектора (3,26 балла из 5).
Несмотря на то, что практически половина НКО говорит о доступности вариантов повышения квалификации (46%), качественными их считают 42%.
За какими профессиональными консультациями и услугами обращаются НКО?
Чаще всего НКО обращаются за услугами, базово необходимыми для функционирования организации– юридическими консультациями и услугами (57%), услугами по разработке и техподдержке сайта (48%), бухгалтерскими услугами (45%).

Услугами, связанными с развитием и ростом организации, как дизайн, реклама, фандрайзинг или аналитика, НКО пользовались заметно реже. Их получали от трети до пятой части опрошенных и только 17% опрошенных говорили об опыте получения консультаций по управлению и стратегическому планированию. Это может указывать как на недостаток услуг управленческого консультирования высокого качества, так и на стабильность несформированность такого запроса со стороны НКО.
За какими профессиональными консультациями и услугами обращаются НКО?
Чаще всего НКО обращаются за услугами, базово необходимыми для функционирования организации– юридическими консультациями и услугами (57%), услугами по разработке и техподдержке сайта (48%), бухгалтерскими услугами (45%).

Услугами, связанными с развитием и ростом организации, как дизайн, реклама, фандрайзинг или аналитика, НКО пользовались заметно реже. Их получали от трети до пятой части опрошенных и только 17% опрошенных говорили об опыте получения консультаций по управлению и стратегическому планированию. Это может указывать как на недостаток услуг управленческого консультирования высокого качества, так и на стабильность несформированность такого запроса со стороны НКО.
6. Открытость партнеров
Значение показателя Открытость партнеров находится на уровне 2,56 балла из 5
Показатель отражает насколько, по мнению опрошенных организаций, внешние партнеры готовы к взаимодействию. Показатель основан на оценках наличия каналов коммуникации и отношения к НКО со стороны органов власти, бизнеса и СМИ.
Наряду с оценкой экономического контекста, этот показатель состояния внешней среды получил минимальное значение, как и в 2022 году. Однако он значимо вырос с 2,44 до 2,56 баллов из 5.
Несмотря на то, что НКО достаточно низко оценивают открытость органов власти, бизнеса и СМИ к взаимодействию, открытость органов власти и бюджетных учреждений оценивается на этом фоне выше всего (2,70 балла из 5).
Тем не менее, только треть (36%) считает, что бюджетные организации готовы и открыты размещать информацию об НКО. Еще меньше доля тех, кто согласен с тем, что существующие площадки для коммуникации с органами власти являются эффективными (20%).
На минимальном уровне находится восприятие партнерского настроя государства – лишь 12% опрошенных НКО говорят, что органы власти воспринимают их как полноправных партнеров. Не согласны с таким утверждение более половины респондентов (57%).
Ситуация с открытостью бюджетных организаций к НКО и их готовностью размещать информацию о некоммерческих организациях отличается по оценкам региональных и московских НКО. Региональные организации намного чаще говорят об открытости бюджетных организаций, чем московские (42% и 23% соответственно). Аналогично, небольшие организации чаще говорят об открытости бюджетных учреждений, чем средние и крупные по размеру НКО (41% и 31% соответственно). Вероятно, это связано с тем, что и небольшие региональные НКО, и бюджетные учреждения (библиотеки, школы) ориентированы на одни и те же целевые аудитории, чаще пересекаются в работе и поэтому больше открыты к взаимодействию друг с другом.
Открытость и партнерство со СМИ также оценивается НКО достаточно низко (2,64 балла из 5), хотя зафиксирован статистически значимый небольшой положительные рост по сравнению с 2022 годом, когда значение было на уровне 2,48 баллов из 5. Этот суб-показатель демонстрирует два запроса со стороны НКО – не только на доступность размещения в СМИ, но и на качественную журналистику, квалифицированное и корректное освещение работы НКО.
Заметным отличием от 2022 года стало снижение доли тех, кто уверен в закрытости СМИ и их неготовности размещать информацию об НКО на бесплатных или партнерских основаниях. Их доля сократилась с 60% в 2022 году до 49%. Наряду с проблемой открытости СМИ, НКО говорят о сохранившейся проблеме недостатка профессиональных журналистов, умеющих писать о работе НКО и социальных проблемах (43%).
Как и в 2022 году региональные НКО выше оценивают доступность и открытость СМИ, чем московские организации. В регионах чаще чем в Москве НКО говорят о готовности СМИ бесплатно размещать информацию (21% и 8%). Это может говорить как о более простом выходе на СМИ в регионах, так и о недостатке контента и материалов от региональных НКО, а также – о высокой конкуренции среди московских организаций в информационном поле.
Открытость бизнеса опрошенные НКО оценивают ниже всего (2,33 балла из 5), как и в 2022 году. Этот показатель остается одним из самых низких среди всех, включенных в модель оценки внешней среды развития НКО.
В первую очередь опрошенные НКО говорят о неравенстве во взаимодействии с бизнесом. О том, что бизнес не воспринимает НКО как полноправных партнеров, говорит почти 65% опрошенных, и только 6% уверены в обратном, что практически не изменилось с 2022 года. Помимо иерархии в коммуникациях, НКО продолжают говорить о нехватке площадок для взаимодействия с бизнесом (51%).
В целом оценки открытости бизнеса практически не связаны с профилем НКО и указывают на сохраняющуюся недостаточно четкое позиционирование НКО своих конкурентных преимуществ для партнерской работы и незаинтересованность бизнеса в НКО.
Ожидания на будущее
В заключение представим ответы на вопрос о том, каких изменений в состоянии некоммерческого сектора ожидают опрошенные организации.
В целом среди опрошенных достаточно большая неопределенность относительно оценок будущего. Если в 2022 году преобладали негативные оценки, то сейчас НКО разделились примерно поровну. Около трети оптимистично смотрят на ближайший год в плане условий работы для НКО, считают, что они станут лучше (32%). Примерно столько же сомневается в однозначных оценках (31%), а 29% дают оптимистичные оценки и считает, что условия работы для сектора улучшатся в ближайших год.
Ожидания опрошенных НКО относительно ситуации в некоммерческом секторе различаются среди организаций разного региона, размера и направлений работы.

Региональные организации чаще московских говорили о положительных ожиданиях. Такие оценки дают больше трети региональных НКО (37%), а среди московских – только 22%. НКО Москвы более пессимистичны. Больше трети из них считает, что дела в секторе станут хуже (37%), а среди региональных таких 25%.

Небольшие организации, как и в других оценках, менее пессимистичны, чем средние и крупные НКО. Если среди небольших НКО негативные прогнозы дает только каждая пятая НКО (19%), то среди средних и крупных таких 38%.

Различия заметны и в ответах НКО, работающих с разными целевыми группами. Те, кто работают с пожилыми, ветеранами труда и войны, заметно чаще высказывают позитивные ожидания на будущее (45%), чем остальные НКО. Меньше всего доля оптимистов среди организаций, работающих с узкими социальными группами – мигрантами, беженцами, ВИЧ-позитивными (22%).
Какие условия работы НКО станут лучше в ближайший год?
Как и в 2022 году позитивные ожидания опрошенных связаны, в первую очередь, с увеличением государственной поддержки НКО (52%) и ростом поддержки от бизнеса и населения (26%).

В 2024 году намного шире распространены позитивные ожидания роли государства в создании условий работы сектора. Ожидается финансовая и материальная поддержка от органов власти, сохранение или расширение льгот, благоприятные законодательные изменения. В 2022 году аналогичные ожидания были у четверти, а в 2024 – у половины. При этом сохранились ожидания особых условий для НКО, работающих в сферах, связанных с СВО.
Господдержка, в т.ч. льготы и законодательные изменения
Негосударственные гранты и поддержка населения
Профессионализация, обучение и сплоченность сектора
Отчетность
Признание со стороны общества
52%
26%
17%
13%
11%
«Продление налоговой льготы. Мораторий на проверки».

«Совершенствование нормативной и правовой базы упростит деятельность НКО».

«Законодательство в сфере НКО в некоторых моментах дорабатывается, проясняется, и больше понятности и прозрачности».

«Для НКО, занимающихся повесткой СВО и развитием новых территорий, безграничные возможности и всяческая поддержка».
Опрошенные довольно оптимистично смотрят на перспективы расширения поддержки НКО со стороны бизнеса и населения, СМИ и других внешних игроков (26%). Частично это связывается с ожиданиями общего роста признания деятельности некоммерческих организаций в обществе (11%). В отличие от 2022 года НКО заметно чаще говорят о росте внимания и поддержки со стороны бизнеса, что видно и по другим ответам (см. раздел Доступность ресурсов). Такие ожидания могут быть как следствием реального роста поддержки со стороны бизнеса, так и ожиданиями, связанными с общей активизацией бизнеса в социальной сфере и рынке социальных услуг. Во втором случае переход от собственной активности к поддержке НКО не гарантирован, бизнес может продолжить развиваться в социальной сфере параллельно и даже конкурируя с НКО.
«Рост числа грантовых конкурсов и грантодателей».

«Количество желающих пожертвовать деньги или волонтерить вырастет».

«Российский бизнес ищет варианты участия в социальной сфере, и это окно возможностей».

«Более партнерские отношения с бизнесом».
Опрошенные ожидают дальнейшей профессионализации сектора, роста образовательных программ для НКО и усиления профессионального сообщества (17%), в целом, как и в 2022 году. Однако, если в ответах 2022 года ожидания профессионализации связывались с необходимостью адаптироваться к кризисным условиям, то в 2024 году ожидания профессионализации больше связаны с объемами работы и развитием НКО.
Волонтерство
Цифровизация
6%
4%*
«Рост профессионализма в НКО, вклад в развитие социальной и экономической сфер, "оттягивание" социальных услуг на себя из других секторов экономики».

«Увеличится количество возможностей для обучения сотрудников НКО».
Отдельная группа позитивных ожиданий на будущее связана с улучшением и упрощением обязательной отчетности для НКО, переводом ее в цифровой формат (13%).
«Изменится сдача отчетности (Минюст апробирует новый портал), сдача отчетов в одно окно станет легче».
Небольшая часть ответов связана с ожиданиями роста волонтерского участия со стороны граждан (6%) и большего проникновения цифровизации в рабочие процессы НКО (4%).
* Здесь и далее анализируются ответы на открытый вопрос об ожиданиях НКО. Показаны проценты от числа тех, кто ответил на эти вопросы.
Какие условия работы НКО станут хуже в ближайший год?
Как и в 2022 году первая тройка негативных ожиданий связана с ожиданиями ухудшения экономических условий и финансирования (62%), роста государственного контроля над сектором (33%) и общим сокращением деятельности сектора (12%), главным образом из-за нехватки или оттока кадров. Меньше распространены такие негативные прогнозы, как рост бюрократической нагрузки и отчетности (10%), рост конкуренции со стороны бюджетных и коммерческих учреждений (7%) и незаинтересованность государства, СМИ и общества в развитии НКО (6%).

Негативные прогнозы по ухудшению экономических условий и сокращению финансирования выражены больше всего. В первую очередь НКО говорят о сокращении возможностей разнообразного финансирования, в том числе от государства, бизнеса и частных лиц в силу неблагоприятных экономических условий. Также НКО ожидают осложнения условий доступа к грантовым конкурсам и сложностей в получении поддержки на уставную деятельность НКО.
Экономические условия, финансирование
Усиление государственного контроля
Сокращение деятельности сектора, нехватка кадров
62%
33%
12%
Рост конкуренции со стороны бюджетных учреждений, бизнеса
Незаинтересованность государства, СМИ и общества в развитии НКО
7%
6%
«Сократится доступ к ресурсам и стоимость грантовых/невозвратных средств. Доступ средств на уставную деятельность будет еще более затруднен. Вырастет стоимость ресурсов для ведения деятельности и/или оказания помощи».
Второе по распространенности негативное ожидание связано с усилением контроля над некоммерческим сектором со стороны государства, ростом ограничительного законодательства и давления на НКО. Это включает формирование более приоритетных условий для тех, кто работает по более поддерживаемым государством направлениям социальной политики и по линии СВО. НКО ожидают ухудшения условий и сокращение свободы работы для правозащитных НКО, работающих с маргинальными группами и теми, кто не поддерживает внешнюю политику государства. Также сохраняются опасения признания НКО «иностранными агентами».
«Увеличится контроль регуляторов, давление цензуры и давления на независимость и свободу».

«НКО, работающие с "непопулярными" темами – бездомные, наркозависимые, мигранты, люди с ВИЧ и др., особенно если они реализуются с привлечением средств из-за рубежа, – столкнутся с дальнейшим ужесточением законодательства и ухудшением условий своей работы».
НКО высказывают опасение роста конкуренции на рынке социальных услуг со стороны бюджетных учреждений, НКО, организованных органами власти или бизнесом. Таких опасений не было в исследовании 2022 года.
Рост бюрократической нагрузки, отчетности
Рост объемов и запросов целевых аудиторий
Проблемы поставок из-за рубежа, сокращение международного сотрудничества
10%
5%
4%
Среди проблем, с которыми НКО ожидают столкнуться в ближайшем будущем, также отмечается сокращение деятельности сектора в целом, связанное с нехваткой квалифицированных кадров и в целом людей, готовых работать в НКО.
«Рост зарплат в коммерческом секторе и нехватка рабочей силы».

«Нагрузка на НКО увеличится при отсутствии необходимого количества и компетентности кадров».
Также НКО ожидают роста бюрократической нагрузки и требований отчетности, что приведет к росту административных издержек.
«Увеличится количество отчетов в различные органы через изменение различных форм отчетности и их увеличения (как например, со статистикой, потихоньку, из года в год, увеличили количество отчетных форм и увеличили штрафы)».

«Перевод всей отчетности на электронные методы через УЦП значительно увеличило административные расходы НКО».
«В сектор придет много псевдо-НКО. Это муниципалы, которые включатся в общую конкуренцию за ресурсы».

«Уравнивание НКО, социально ориентированного бизнеса и волонтерских движений при распределении грантовой и господдержки. Неравная конкуренция НКО с социально ориентированным бизнесом и волонтерскими движениями. Последние собирают пожертвования на карты физлиц без контроля, отчетности, аудита, и ведут антипиар НКО».
Ряд НКО ожидают, что возрастет незаинтересованность государства, СМИ и граждан в развитии и поддержке НКО в силу перераспределения внимания на другие вопросы.

Среди других возможных ухудшений НКО предполагают рост нагрузки на НКО, связанной с ростом запросов от целевых аудиторий и увеличения численности тех, кто нуждается в помощи. Некоторые НКО ожидают сохранения проблем с зарубежными поставками, например, лекарств, и с ограничениями в международном общении и обмене опытом.

Основные выводы

  • Индекс внешней среды развития НКО продолжает находиться на нижней границе среднего уровня, однако по сравнению с 2022 годом, когда проводился первый замер, он статистически значимо вырос (2,83 → 2,93). Тем не менее в целом опрошенные некоммерческие организации воспринимают условия своей работы скорее как сложные и неоднозначные, чем как те, что способствуют легкому беспрепятственному развитию.
  • Основной вклад в рост индекса внешней среды развития НКО сделали более позитивные оценки налогов и льгот для работы НКО (2,47 → 2,82) и открытости СМИ к работе с НКО (2,48 → 2,64). Также НКО стали лучше оценивать общую политическую (2,36 → 2,61) и экономическую ситуацию (2,35 → 2,57) для развития некоммерческих организаций.
  • Фактор уровня организационного развития стал менее значимым. Если в 2022 году НКО с низким уровнем оргразвития оценивали внешнюю среду работы НКО заметно ниже, по сравнению с организациями среднего и высокого уровня, то в 2024 году этот фактор ушел на второй план. На первое место вышли направление работы НКО, регион регистрации и тип целевых аудиторий, с которыми работает организация, как факторы, дифференцирующие оценки благоприятности того или иного аспекта внешней среды работы НКО. НКО Москвы по многим аспектам, в особенности по оценкам экономической и политической ситуации, чаще дают более критические оценки, чем региональные организации, в особенности небольшие и работающие с пожилыми и ветеранами.
  • Инфраструктура сектора по сравнению с другими аспектами внешней среды оценивается как наиболее благоприятная для развития НКО (3,33 → 3,38). Это сохранилось в 2022 года. Как и в 2022 году НКО положительно оценили развитость профессионального сообщества, говоря о том, что НКО делятся друг с другом опытом (57%), и что есть ресурсные центры, которые помогают развитию НКО (48%). От 42% до 46% опрошенных говорят о доступности и подходящем качестве образовательных возможностей, профессиональных консультаций и услуг для НКО.
  • Социальный контекст работы НКО сохраняет оценки чуть выше среднего (3,10 → 3,13) и наряду с показателем инфраструктуры для НКО оценивается выше остальных. Среди опрошенных нет консенсуса при оценке социального климата, то есть взаимоподдержки, взаимопонимания и отсутствие конфликтов в обществе. Опрошенные не могут дать уверенные позитивные (33%) или негативные (34%) оценки с точки зрения благоприятности данного контекста для своей работы. Если говорить про отношение общества к НКО, то оно скорее положительное – НКО считают, что люди в целом знают об их работе (41%), знают, что можно к ним обратиться за поддержкой (47%), воспринимают их работу как важную и полезную (35%). То, что у НКО плохая репутация сказали только 13% опрошенных. Однако, как и в 2022 году сохраняется диспропорция в оценках готовности граждан вовлекаться в работу НКО – готовность волонтерского участия (32%) оценивается выше, чем готовность финансовой поддержки (21%).
  • Доступность ресурсов сохраняет средние оценки (2,94 → 3,00). При этом имеется существенный разрыв в оценке доступности источников финансирования, материальных и трудовых ресурсов. По источникам финансирования президентские гранты продолжают восприниматься как наиболее доступные для НКО (58%). На втором месте – доступность доходов от коммерческих услуг и продажи товаров (49%), на третьем – частные пожертвования (44%). В материальных ресурсах НКО доступны базовые вещи – расходные материалы и цифровые решения для управления организацией. Помещения и рекламные площади воспринимаются доступными только каждой пятой организацией. Наименее благоприятная ситуация с трудовыми ресурсами. Более половины опрошенных (62%) говорит, что не может легко найти сотрудников необходимой квалификации.
  • Политический и правовой контекст оценивается НКО чуть ниже среднего (2,83 → 2,91) как и в 2022 году. При этом значимо выросла доля тех, кто считает текущую политическую ситуацию благоприятной для работы НКО (24% против 16% в 2022 году). Как и в 2022 году НКО признают возможности самостоятельной работы, без давления со стороны государства (43%), но при этом указывают на низкую заинтересованность в экспертизе и низкую ценность работы НКО для органов власти. Как и ранее, выше всего опрошенные оценили нормативно-правовое регулирование, в особенности процедуры регистрации (59%) и отчетности (46%). Плановые проверки и правила ликвидации оцениваются намного ниже.
  • Открытость партнеров к НКО сохраняет одни из самых низких оценок, несмотря на значимый рост с 2022 года (2,44 → 2,56), связанный с ростом позитивных оценок открытости СМИ. Открытость органов власти оценивается выше, чем открытость бизнеса и медиа. Наличие площадок для коммуникации с бизнесом и восприятие бизнесом НКО как партнеров стабильно получают самые низкие оценки на уровне 6%-13%.
  • Экономический контекст оценивается как наиболее негативный аспект внешней среды развития НКО. Однако с 2022 года этот показатель значимо вырос с 2,34 до 2,57 баллов из 5, оставаясь тем не менее на уровне ниже среднего. Рост показателя произошел, во-первых, за счет увеличения доли позитивных оценок общей экономической ситуации преимущественно со стороны НКО, работающих с пожилыми и ветеранами, небольших и региональных организаций. Во-вторых, за счет существенного роста оценок адекватности налогов, произошедшего в связи с введением пониженных тарифов на страховые взносы, затронувшей большую часть социальных и благотворительных НКО. Возможности вести долгосрочное финансовое планирование НКО оценивают крайне низко, как и возможности использования различных льгот или банковских кредитов.
Приложение
Методология
Внешняя среда развития НКО оценивается по 6 показателям: (1) экономический контекст, (2) доступность ресурсов, (3) социальный контекст, (4) политический и правовой контекст, (5) инфраструктура сектора и (6) открытость партнеров к НКО.
Каждый показатель включает набор утверждений, которые респонденты оценивают с точки зрения благоприятности или неблагоприятности для работы некоммерческих организаций в целом.
1. Экономический контекст
  • Общая экономическая ситуация
  • Возможности долгосрочного финансового планирования
  • Налоги и льготы
  • Банковское обслуживание и кредиты
2. Доступность ресурсов
  • Доступность источников финансирования
  • Доступность трудовых ресурсов
  • Доступность материальных ресурсов
3. Социальный контекст
  • Социальный климат
  • Информированность об НКО
  • Вовлеченность населения в работу НКО
  • Репутация НКО
4. Политический и правовой контекст
  • Политическая ситуация
  • Нормативно-правовое регулирование
  • Отношение органов власти к НКО
5. Инфраструктура сектора
  • Развитость инфраструктуры
  • Образование для НКО
  • Профессиональные консультации и услуги
  • Ресурсные центры и ассоциации
  • Сплоченность сектора
6. Открытость партнеров к НКО
  • Органы власти и бюджетные учреждения
  • Бизнес
  • СМИ
Для получения значения каждого из 6 показателей внешней среды развития НКО рассчитывается среднее значение его суб-показателей. Значение суб-показателя рассчитывается как среднее значение всех утверждений, входящих в него. Степень согласия с каждым утверждением оценивалась респондентами по 5-балльной шкале. Итоговое значение индекса внешней среды развития НКО рассчитано как среднее значение 6 показателей, включенных в модель оценки.
Описание выборки

Сбор данных проведен методом онлайн-опроса участников проекта «ПУЛЬС НКО» в апреле-мае 2024 года Всего получено 302 ответа от руководителей и сотрудников НКО.
Выборка опрошенных НКО охватывает организации разных правовых форм, большая часть которых относится к автономным некоммерческим организациям (31%), благотворительным фондам (31%) и общественным организациям (23%). Остальные 11% приходятся на иные организационно-правовые формы, включая объединения юридических лиц и ассоциации, союзы (7%), некоммерческие партнерства (2%) и общественные движения (2%).
В опросе участвовали НКО из 58 региона. Треть опрошенных НКО зарегистрированы в Москве (31%), 6% НКО – из Санкт-Петербурга, остальные 62% опрошенных распределены в пределах от 1 до 4% по другим 56 регионам.
Большая часть опрошенных организаций (40%) работает в сфере «социальные услуги, помощь социально уязвимым группам населения», по 11% – в сфере «развития благотворительности, волонтерства и некоммерческого сектора» и «образовании, исследований, науке», еще по 7% НКО из сфер «спорт, ЗОЖ, досуг и рекреация» и «культура и историческая память».
Группировка НКО

В ходе описания полученных результатов мы показываем, как различаются ответы разных групп респондентов на поставленные вопросы. Все указанные в тексте различия в ответах являются статистически значимыми (Хи-квадрат). Это означает, что существует связь между той или иной группой НКО и ее ответами на нее.

В анализе использовались следующие группировки НКО:
Об авторах
Проект «ПУЛЬС НКО» реализуется Лабораторией социальных исследований и аналитики Ver.Sia Lab при поддержке компании OMI (Online Market Intelligence). Исследования проводятся на программном обеспечении EnjoySurvey.

Авторы

Юлия Скокова, директор Ver.Sia Lab
Ирина Краснопольская, ведущий эксперт Ver.Sia Lab